Директор направления «Тренажерный зал» World Class Александр Жуков рассказал о главном впечатлении месяца — участии в Swissman–2014 и Xterra Swiss.
Часть первая. Swissman
Многие наслышаны о гонке Norseman. Это ультимативное испытание для избранных, которое невозможно пройти нормальному человеку. Когда я начинал заниматься триатлоном, то даже не рассматривал свое участие в этом состязании. Но так сложилось, что именно туда меня занесла судьба.
Когда ты видишь свою скорость и смотришь на высоту на приборе, зная, что вершина через 18 км, кажется, что день никогда не кончится. Боль в ногах не утихает, остановиться нельзя, и ты просто едешь.
Многие из нас тренируются в Крылатском на страшной горе под названием «Сочи». Один мой ученик после предполагаемых 10 заездов на гору с прогрессивным улучшением результата в конце сказал: «Заехал шесть раз, больше не смог». Так вот, Swissman — это тоже своего рода «Сочи», только с утра до вечера — добро пожаловать!
Здесь никого не надо обгонять, даже себя: нет мест, нет призов, нет времени прохождения транзитной зоны — просто надо дойти до финиша, уложившись в лимит 19 часов. Финиш — это и есть победа.
Swissman — это когда в 7 утра ты уже проплыл 4 км, проехал 30 км, но гонка еще даже не началась. На брифинге бросается в глаза, что это не обычный Ironman, тут нет случайных людей, с лишним весом, с живым интересом новичка в глазах. Здесь каждый с несколькими «айронами» за плечами, с пониманием, что его ждет, со спокойным, размеренным подходом. Тут каждый вчера сделал обычный «айрон» для разминки, и сделает еще один завтра.
В Swissman на дистанции нет поддержки, ты целиком зависишь от своего саппортера, от питания, которого нужно немало, от одежды, которую надо постоянно менять, так как ты стартуешь на высоте в 200 м, заезжаешь на 2 100, вниз — до 1 500, вверх — до 2 400, вниз — до 1 400, вверх до — 2 100, вниз — до 200, потом снова вверх до 2 100. Тебе то жарко, то холодно, то холодно, то жарко. Поэтому выбор саппортера — решение в рамках этого конкретного соревнования судьбоносное, к выбору надо подойти серьезно. Мне повезло: мой саппортер Михаил Легомский справился с задачей на 110 %, и мой финиш был возможен только благодаря его работе.
Итак, как все было. Перелет Москва – Милан. Машина напрокат до Асконы, Швейцария. Машина нужна обязательно. Приехали в четверг, гонка в субботу. Осмотрели окрестности, прокатились до начала гор, вроде не страшно. Потом регистрация, брифинг — атмосфера приятная, все понятно.
Утро в день гонки началось в 2:30: до 4:15 надо успеть доехать до первой транзитки, оборудовать транзитку, погрузиться на корабль. Если корабль уплывет без тебя, Swissman пройдет тоже без тебя. Вот я на корабле, обстановка как в роликах с Norseman, за бортом ночь.
Плывем минут 20, высаживаемся на остров, сразу заходим в воду и выстраиваемся в стартовую линию в стороне от острова.
Вода не холодная, приятная на вкус, фонарь включили, в четырех километрах впереди мигает лампочка, нам плыть на нее, по прямой — ничего сложного. Стартовый отсчет, поплыли. Масстарт в темноте — все как обычно, только удары соседей приходят очень неожиданно: ты видишь куда плыть, но не видишь соседей. Первые метров 500 постоянно чувствую то локоть, то кулак, то пятку соседа, потом все стихает. У каждого под шапкой была святящаяся палочка, то есть на воде было 250 огоньков вокруг. Быстро светает, вторая половина плавания проходит в привычном режиме. Плыть по прямой мне понравилось. Плыву в режиме, чтобы постоянно чувствовать работу мышц, думаю о каждом окончании гребка, стараюсь поддерживать продвижение вперед, подхватывая каждым новым гребком поступательное движение от предыдущего гребка, общий уровень усилий — средний. Уровень усилий контролирую по дыханию, плыву так, чтобы дышалось ровно, спокойно. Примерно на середине дистанции по времени обращаю внимание, что лампочка на берегу не приближается, ну и ладно: никто не обещал, что все кончится через полчаса, Продолжаю плыть.
Уже можно разглядеть финиш, людей на берегу, выхожу из воды, смотрю на часы — 6:04. Неплохо.
Транзитка проходится спокойно, поехали. На руке километровые отметки горных вершин, первая — 2 100 — заявлена на 75 км. До нее подъем спокойный. По дороге в удобных местах тебя ждет твой саппортер, у которого все есть, хотя пока это и не актуально.
К 80 километру уже жду вершину, а даже серпантин не начался, поднялся уже больше, чем на 1 000 метров. Едем дальше, начинается первый серпантин, высота постепенно набирается, не тяжело. Потом на прямых участках начинаются куски брусчатки по 100–200м — тяжелые, велик по ним еле едет, наката нет, трясет как на МТБ. На виражах ровный асфальт, отдыхаешь–разгружаешься, велик катит сам. Начиная с высоты 1 700м, асфальт кончается, остается только брусчатка, без участков отдыха с асфальтом, на обочинах лежит снег. Очень хотелось, чтобы на следующем перевале хотя бы закончилась брусчатка. Так и случилось.
Вот и первая высота, позади 103 км. Это Готтхард, тусовочное место — озеро, красиво. Ложусь на обочину без сил и желания продолжать. Съедаю нормальной еды, хорошо. Нехотя стартую, впереди Михи, скорость — 60 км/ч. Холодно так, что теряешь контроль над дорогой. Останавливаюсь, жду Миху, одеваюсь, еду дальше. Спуск до высоты 1 000м., внизу тепло, снега нет — и сразу новый подъем, а он до высоты 2 400...
Пока не раздеваюсь, но быстро становится жарко, сдаю лишнюю одежду, ползу в гору налегке. Несмотря на индивидуальную поддержку, питание и запаску у тебя с собой — мало ли что, саппортер-то впереди, а не рядом.
Вторая гора не имеет конца: едешь и едешь, всегда в гору, встречаются участки, где усилия нужны такие, что ноги схватывает быстро и всерьез. Зато красиво — нет! — очень красиво, это помогает.
Лучше не думать о том, сколько осталось, просто работаешь здесь и сейчас. Устраиваю мини-привал в сугробе, холода не чувствую, ем банан, оживаю, снова еду.
Докатываю до вершины, называется Фурка, высота — 2 400. Переломный момент дистанции, дальше будет проще. Опять спуск на 1 000м.
Движение тут достаточно интенсивное, ничего не перекрывается, на 10 машин — 30 мотоциклов. Надо всегда думать о позиции на дороге, о траектории каждого поворота, о точках торможения, за обочиной ничего на много метров вниз, обочину от пропасти ничего не отделяет, редкие столбики, улететь вниз между столбиками — легко. Никто и не узнает.
Съехал до 1 400, следующий подъем до 2 100, но он крутой, придется поработать, пусть недолго, но тяжелее, чем на предыдущих двух горах.
Доезжаю до третьей вершины — привычный привал: съедаю мороженого, все, в принципе, неплохо. Одеваюсь, выезжаю на спуск, в тоннелях все равно очень холодно, несмотря на теплую одежду. Спуск бесконечный, очень тяжело, это другая работа, не легче и не тяжелее, чем крутить в подъем, работают другие мышцы, но работают серьезно.
Проезжаю четвертый мини-перевал, выкатываю в долину, где километров через 15–18 должна быть вторая транзитная зона. Тут равнина, но ветрено, тяжело поддерживать 30км/ч. Больше всего устали спина и шея, ноги уже ничего не помнят.
Набор высоты за велоэтап по моему прибору составил 3 400м. Примерно через 9:45 после старта велоэтапа я приезжаю в Т2. Это общее время, из них минут 30 я не ехал, а валялся на вершинах, отдыхал, ел, восстанавливал ноги и голову. Т2 находится на берегу красивого озера, купаюсь.
Миха снаряжается на бег, выбегаем. Минимум питания и воды, взяли каждый по бутылочке с собой и вперед. Непрерывный крутой подъем, как ни странно, бежится, как на обычном «айроне», если бы не рельеф бега, за 3:20-3:30 спокойно бы пробежали.
После нескольких километров бега по горам трасса выходит на берег озера, по ровному бежится легко и быстро, километров через 18 начинаются длинные подъемы, трасса постепенно уходит от озера в ущелье, и ты видишь, что тебя ждет: впереди ущелье, и домики почему-то растут все выше, и выше, то есть до 33 км, где нас ждет финальная гора, бежать всегда вверх.
Здесь начинаются вкрапления ходового этапа, идем пешком. Уровень усилий, чтобы просто идти в гору спокойным шагом — 110 %, дышится тяжело, течет пот, говорить нет сил. Радует, что трасса идет по деревням, везде — родниковые ванны, можно умыться, охладиться, пополнить запасы воды.
На отметке 28 км трасса немного меняет свой характер, высота перестает набираться, холмы вверх–вниз, уже не тяжело. Пробую бежать, икры пронизывают судороги, но на трассе есть другие участники, бегущих нет, все идут, чтобы поддержать их бегу красиво, на высокой стопе, достигаем отметки 33 км, где контрольная станция.
Одно из условий выхода к финишу — и у саппортера, и у атлета должен быть рюкзак, в котором еда, питье, фонарик, теплые вещи, телефон. Мы же рюкзаки вчера сдали в специальную машину, почему-то полагая, что они нас будут ждать здесь, в этой точке.
Подходим на пункт контроля, спрашиваем, где наши рюкзаки, нам отвечают: «А ваши рюкзаки на вершине». Оказывается, надо было сдать рюкзак с вещами, которые ты оденешь после финиша, а этот рюкзак, без которого выход на финальный этап не разрешен, должен быть с собой. Что делать? Хочется наверх, да и время до окончания лимита поджимает. Нас прикрепили к Томасу, местной звезде, с ним все тут здоровались. Мы должны были двигаться с ним и его саппортером, чтобы в случае чего рассчитывать на их рюкзаки.
Подъем начинается сразу: это, конечно, не скалолазание, но и не бег по холмистой местности, здесь ты лезешь в конкретную гору. Пятидесятилетний Томас жарит в гору так, что очень скоро я понимаю: финиш под вопросом, дышу на пределе, пот, сил нет. Не скажешь же Томасу, который отпахал столько же, который старше тебя лет на 15–20: «Эй, давай тише». Еле ползу, стараясь не отпускать Томаса более, чем на полметра, если потеряю его, сойду.
Встречаем очередную ванну с водой, поливаюсь с головой, сам в одном стартовом костюме. Солнце заходит за швейцарскую гору, на высоте около 2 000 становится прохладно, отстать нельзя... Холод сковывает: открытые участки тела, потому что они открытые, закрытые, потому что они закрыты мокрым стартовым костюмом. Уговариваю себя, что ближе к вершине рельеф изменится, и станет проще. Миха поддерживает меня, как может, ему тоже нелегко.
Видно финиш, но пробежаться к нему не получится: можно и не добежать. Организм — на грани потери сознания, надо дойти. И вот рубеж, все-таки бежим, финиш. На часах — 9:55, 2 часа до лимита, 17 часов в пути.
Протокола с распределением по местам нет, только время, во сколько финишировал каждый. Сошло 10 %. Есть первое, второе и третье места, призов и наград нет. Только первому — золотая бутылка шампанского, его время — 12 часов, у первой среди женщин — 13.
Из наших соотечественников, кроме меня, был Максим Чуриков, который финишировал вместе со мной, и всем известный Иван Житенев, с отчета которого началось мое знакомство с Ironman.
Ощущения после:
- могу все и не боюсь ничего;
- ничего не умею и не знаю, учиться можно бесконечно;
- хочу ли я еще сюда? Нет, пожалуй, не хочу. Пройти не за 17 часов, а за 15? Это не цель этой гонки, ничего не меняет;
- если бы не мой саппортер Миша, не его дружеский и профессиональный подход, я бы не дошел.
На Celtman и Norseman собираюсь, хочу иметь все три гонки в активе.
Часть вторая. Xterra Swiss
Давно хотел пройти гонку серии Xterra, заглянул в календарь, а 28 июня в Швейцарии она и проводится, очень кстати. Регистрация, новые билеты, и мы в игре.
Логистика этой поездки выглядела так: Россия – Италия – Швейцария – Италия – Швейцария – Франция – Швейцария – Франция – Швейцария – Франция – Швейцария – Франция – Швейцария – Россия.
Дело в том, что старт Xterra проходит в замечательном швейцарском местечке на границе с Францией, мы тренировались и выступали в Швейцарии, а наш отель был во Франции. Хорошо что граница условная, но деньги все-таки разные.
На осмотре велоэтапа мы устали так, что поняли, что это всем xterraм Xterra. Еще и по прогнозу дождь в день старта. Плавание — 1,5 км, в озере. Состав участников сильный, конкуренция жесткая, дистанция не как в Ironman. Темп высокий, уровень усилий — на уровне ПАНО, это про всю дистанцию, плавание — самая легкая часть гонки.
Велоэтап — 27 км МТБ: трава, холмы, пересеченка, лес, тропы, каменистые тропы, тяжелые подъемы, технически очень сложные участки. Желательно — подготовка. Желательно — кроссовая экипировка. Обязательно — отсутствие чувства самосохранения.
Для кого- то — 10 %, для кого-то — 30 % велоэтапа пешком по камням. Чтобы там ехать, надо уметь летать с велосипедом, а тут это каждый умеет. Желательно, чтобы тебя не ждали дома дети. Врачей на трассе, спешащих по делу, к пострадавшим на камнях гонщикам, встречал.
Сам ехал аккуратно, так как на МТБ не сидел больше года, а тут выступал на прокатном, хорошем, но не самом подходящем. Дело, конечно, совсем не в велосипеде, нужен накат на МТБ в условиях не кросс--кантри, а хард-эндуро.
Бег 10 км: грунт, каменистые тропы, горы. Не сложно, но и не релакс, многие переходили на шаг на сложных участках.
Время — 3 часа 15 минут. Место не знаю, думаю, в конце протокола.
Гонка суперпродуктивная. Если хочешь стать сильнее и быстрее, то тебе сюда: мощно, динамично, на пределе сил и, что для меня важно, вокруг — красота.
Всем, у кого есть подготовка и нет чувства самосохранения, рекомендую.